газета.ру
«Узнать о человеке все»: зачем TikTok собирает биометрию пользователей
В политике приватности социальной сети TikTok появился новый пункт, который позволяет сервису собирать биометрическую информацию о своих пользователях, сообщает Mashable. Пока правила распространяются лишь на американских авторов и зрителей.
Цель сбора таких данных, в первую очередь, заключается в рекламе
Появление в политике американского TikTok'а положения о том, что социальная сеть сможет собирать биометрические данные пользователей, связано с тем, что в 2020 году пользователи сервиса из штатов Калифорнии и Иллинойс подали коллективный иск на общую сумму 92 млн. долларов США о нарушении компанией политики конфиденциальности своих пользователей.
Помимо выплаты названной суммы, сервис был обязан внести коррективы в правила соблюдения конфиденциальности и принять ряд дополнительных мер для защиты пользователей своей социальной сети.
Правовое регулирование деятельности по сбору и обработке персональных данных на территории Российской Федерации осуществляется соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе, Федеральным законом № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных». Закон содержит следующее определение персональных данных: персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных представляет собой любое действие (совокупность действий), совершаемое с использованием либо без использования средств автоматизации с персональными данными, в том числе сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, передача, распространение, предоставление доступа, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Персональные данные обрабатываются с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
Согласно положениям главы 2 Закона о персональных данных, в персональных данных выделяются биометрические персональные данные.
Биометрическими данными являются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных. В случаях, когда изображения субъекта персональных данных обрабатываются для установления его личности, они признаются биометрическими персональными данными и могут обрабатываться только с письменного согласия субъекта персональных данных. Подобным письменным согласием и будет являться принятое пользователем пользовательское соглашение.
Тик Ток, изменяя условия пользовательского соглашения, обязан сообщать пользователям социальной сети о вносимых изменениях. Данная обязанность выражается либо в рассылке измененных соглашений на адреса электронной почты пользователей, либо появления соответствующего уведомления в самом приложении. Если пользователь не принимает условия пользовательского соглашения – он не может пользоваться приложением (аналогичная ситуация была с Whats'app).
Цель сбора таких данных, в первую очередь, заключается в рекламе. TikTok, как и другие подобные сервисы, зарабатывает значительные средства, сотрудничая с рекламодателями. Для целей демонстрации пользователям таргетированной рекламы, TikTok сегментирует аудиторию по множеству показателей, числе которых возраст, страна проживания, хобби, увлечения и т.д. В итоге, у рекламодателей появляется обширная база данных с огромным количеством информации, исходя из анализа которой, реклама демонстрируется исключительно целевой аудитории, что благоприятно сказывается на продаже соответствующих товаров и услуг.
Отвечая на вопрос о том, повлияют ли такие изменения на популярность TikTok, стоит обратить внимание на пользовательские соглашения других аналогичных сервисов, в которых уже давно содержатся положения о возможности сбора биометрических данных пользователей, однако на их популярность это никак не влияет.