СЕКРЕТ ФИРМЫ
Разделять и управлять. Почему даже смягчённый закон об иновладельцах опасен для онлайн-кинотеатров в России
Депутат Госдумы Антон Горелкин доработал нашумевший законопроект об ограничении доли иностранцев в онлайн-кинотеатрах. Теперь из него исчезли ограничения для иностранных владельцев. Но опрошенные «Секретом» эксперты предупреждают, что в случае принятия этот документ может сыграть злую шутку и заставить иностранных мейджеров покинуть российский рынок.
"В последние годы законодательная власть РФ идет по пути ужесточения и установления повсеместного контроля за деятельностью иностранных сервисов на территории РФ"
1. Действительно ли поправки откроют новые возможности для РКН – если да, то какие?

Безусловно, предлагаемые поправки, фактически, открывают для надзорного ведомства дополнительные возможности.

Предложенные поправки закрепляют положения, в соответствии с которыми Роскомнадзор будет подготавливать предложения о признании того или иного сайта в сети «Интернет», программы для ЭВМ (коей может являться в том числе и приложение онлайн-кинотеатра), информационной системы значимым интернет ресурсом. Конечное решение о том, признавать ли сайт, либо программу значимым информационным ресурсом остается за правительственной комиссией, однако предложение о таком признании вносится именно Роскомнадзором.

Кроме того, предлагаемые поправки также предоставляют большой перечень полномочий самой правительственной комиссии, создаваемой для рассмотрения предложений Роскомнадзора о признании того или иного информационного ресурса значимым.

Роскомнадзор также наделяется полномочиями по учету значимых информационных ресурсов.

2. Можно ли назвать это еще одним последовательным шагом в зарегулировании работы иностранных сервисов на территории РФ?

В последние годы законодательная власть РФ идет по пути ужесточения и установления повсеместного контроля за деятельностью иностранных сервисов на территории РФ, и рассматриваемый, в данном случае, закон, вне всяких сомнений является очередным шагом на пути к тотальному зарегулированию работы зарубежных сервисов в нашей стране.

К предложенным ограничениям можно применить формулировку – «зарегулирование работы иностранных сервисов на территории РФ», так как предлагаемые к внесению поправки как раз закрепляют ряд ограничений, которым должны соответствовать иностранные интернет-ресурсы, в том числе, онлайн-кинотеатры.
Например, технические средства информационных ресурсов, признанных значимыми на территории РФ, должны размещаться на территории РФ. Деятельность значимого информационного ресурса, принадлежащего иностранной компании, должна управляться официальным представительством, зарегистрированным на территории РФ.

3. Кто из мейджоров может покинуть российский рынок, если законопроект будет принят в новой доработанной форме?

Пока закон не вступил в законную силу и не начал реализовываться на практике – затруднительно рассуждать о его обременительности для иностранных информационных ресурсов и о том, кто из них покинет российский рынок. Можно лишь предположить, что это сделают те компании, для которых исполнение требований нового закона будет затруднительно по финансовым соображениям, либо по любой иной причине, в том числе, связанной с внутренней политикой компании. Оценивая перспективы ухода ряда компаний с российского рынка после вступления нового закона в силу не стоит забывать и о том, что российский рынок, для многих западных компаний, не является ключевым или сколько бы то ни было значимым рынком, а это означает, что их уход не повлечет для них каких-либо серьезных финансовых потерь.